четверг, декабря 8

Маневрирование в связи с передачей президентской власти

1. (C) РЕЗЮМЕ. За месяцы, прошедшие после кадровых перестановок, произведенных президентом Путиным 14 ноября, и благодаря которым Дмитрий Медведев и Сергей Иванов оказались в центре внимания в связи с их возможным выдвижением в преемники, политическая дискуссия шла в основном о том, к чему приведет этот шаг. Большинство наблюдателей по-прежнему верят Путину, который сказал, что уйдет со своего поста по окончании отведенного срока. Мнения разделились о том, сможет ли Медведев в итоге получить очки благодаря курированию путинских приоритетных национальных проектов, которое ему поручено. Несмотря на то, что по Сергею Иванову были нанесены серьезные удары (в частности, в связи с проблемами «дедовщины» в армии), он дает отпор, и большинство наблюдателей не исключают, что потенциальным преемником будет именно он. Обсуждают и других возможных кандидатов, из которых стали чаще, чем раньше звучать имена Дмитрия Козака и Сергея Собянина. Общее мнение таково, что всех тех, кто считается даже потенциальными кандидатами, ждут серьезные подводные камни, из-за которых уверенный прогноз о том, кому в итоге достанется главный приз, сделать сложно. Тем временем, Кремль работает на износ, чтобы нейтрализовать любые угрозы для сценария передачи власти, в частности исходящие от Дмитрия Рогозина и Михаила Касьянова. Озабоченность политическим обеспечением передачи власти и усиливающиеся внутренние распри из-за политических интриг и активов оставляют Кремлю меньше времени и сил на выработку политики. КОНЕЦ РЕЗЮМЕ.
2. (C) 14 ноября Путин встряхнул политическую сцену крупными кадровыми перестановками в администрации президента (АП) и правительстве (ссылка А). За прошедшие четыре месяца эти перестановки были основной отправной точкой дискуссий о передаче власти, и этот вопрос все больше и больше доминирует на внутренней политической арене.
ПУТИН, МЕДВЕДЕВ И СЕРГЕЙ ИВАНОВ
3. (C) Большинство наблюдателей по-прежнему видят в ноябрьских перестановках подтверждение обязательства Путина уйти со своего поста после окончания его нынешнего срока. На встрече с послом владелец «Норильского Никеля» Владимир Потанин сказал, что Путин по-прежнему полон решимости покинуть свой пост в 2008 году. Редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов разделяет эту точку зрения. Он сказал нам, что Путин все больше устает от президентства. Венедиктов считает, что повышенное внимание Путина к энергетике отражает план его перехода на хлебную должность в энергетическом секторе после ухода из Кремля, и это оставляет ему возможность выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2012 году. (Примечание: по Конституции президент не может занимать свой пост более двух сроков подряд, но третий срок возможен, если он не следует за первыми двумя. Конец примечания). Вокруг планов Путина после ухода с поста президента продолжают циркулировать и другие сценарии — все в равной степени теоретические. Никто, тем не менее, не уверен до конца, что Путин уйдет. Например, Алексей Арбатов из Московского Центра Карнеги сомневается в сообщениях о том, что Путин устал от своей должности, и предсказывает, что Путин найдет способ остаться.
4. (C) Дмитрий Медведев изначально воспринимался как главный призер ноябрьских перестановок. Передвинув его с поста шефа АП на должность первого вице-премьера, и, самое главное, поручив ему приоритетные национальные проекты, Путин, как представляется, был движим желанием обеспечить Медведеву более высокий уровень публичности и увеличить его популярность, чтобы таким образом создать задел для его помазания на президентство. За последние несколько месяцев Медведев пытался воспользоваться этой возможностью, очевидно, стремясь предстать в качестве без пяти минут президента. Пока премьера Михаила Фрадкова не было в Москве, Медведев счел очень важным для себя возглавить работу кабинета и обеспечить освещение своей деятельности в СМИ. В исследовании Центра политических технологий (ЦПТ) его авторы заметили, что Медведев пытается перенять управленческий стиль Путина, бесцеремонно раздавая указания членам правительства, чтобы продемонстрировать, что у руля он, хотя выглядит это не всегда убедительно. Встречая недавно в Кремле находившегося в России с визитом министра энергетики [США] Бодмана, Медведев пытался «выглядеть по-президентски» со всеми подобающими атрибутами, включая почетный караул. (Ольга Крыштановская — социолог, специализирующаяся на изучении элит — недавно написала, что появления Медведева на телевидении оставили ощущение слабости и нерешительности, в то время как Сергей Иванов более успешно перенял «президентский» стиль, который напоминает зрителю о Путине.) На встречах с послом Медведев вел себя очень по-простому, основное внимание уделяя осязаемым результатам приоритетных национальных проектов.
5. (C) Руководство национальными проектами дает Медведеву возможность завоевать популярность, но есть и подводные камни, как подчеркивают многие наблюдатели. Направлять работу новой бюрократии, которая возникает вокруг нацпроектов, и иметь дело со старой, которая по-прежнему занимается теми же четырьмя направлениями, — это серьезная бюрократическая проблема, и Медведев уже публично сетовал на неоправданные проволочки. Потанин сказал послу, что из всех нацпроектов только жилищный дает шанс показать значительные успехи. Некоторые считают, что Медведева поставили во главе нацпроектов, чтобы ограничить коррупцию. Именно по этой причине коррупционный скандал с нацпроектами стал бы большим провалом, даже если бы самого Медведева и не обвинили бы в каких-либо нарушениях. Иосиф Дискин из Совета по национальной стратегии, советник кандидата в преемники Владимира Якунина, предсказал нам, что в ближайшие несколько месяцев такие скандалы возникнут, и целью их будет очернить репутацию Медведева, даже несмотря на тот факт, что напрямую он в коррупцию вовлечен, видимо, не будет.
6. (C) Тем временем, Медведеву приходится вести внутреннюю борьбу с потенциальными соперниками. Венедиктов рассказал нам, какую враждебность вызвало в Кремле решение Медведева, что в силу того, что он первый вице-премьер, ему положено иметь практически такой же по размеру аппарат, как и Фрадкову. В пику Медведеву и в стремлении не дать ему возможность получить вакансии для расстановки доверенных сотрудников, Фрадков урезал собственный аппарат, заставив Медведева убавить свои запросы, рассказал Венедиктов. Фрадков также пытался осложнить Медведеву жизнь, давая ему поручения, которые отвлекали его от работы по нацпроектам, например, он настаивал, чтобы Медведев отвечал за кампанию против птичьего гриппа, которая не дала бы больших политических очков, если бы болезнь не распространилась, но обеспечила бы большие возможности для обвинений и упреков в случае серьезной вспышки заболевания.
7. (C) В качестве еще одного примера внутренней борьбы появились сообщения, что Борис Ковальчук, 28-летний сын Юрия Ковальчука — человека из ближнего круга Путина — якобы будет назначен главой вновь созданного департамента национальных проектов. Член Совета Федерации Владимир Слуцкер повторил нам мнение многих наблюдателей, что решение поставить молодого и неопытного человека во главе ключевого департамента имело целью ослабить Медведева. При этом, по словам Слуцкера, Ковальчук-старший не обязательно настроен против Медведева, он просто хотел, чтобы его сын занял важную и доходную должность, а другие поддержали идею нанести удар по Медведеву. Венедиктов, напротив, сказал нам, что хотя такое назначение не добавит делу эффективности, Медведев сознательно согласился с ним, чтобы добиться расположения людей из ближнего круга Путина, в частности, Ковальчука-старшего.
8. (C) Одним словом, наблюдатели сходятся во мнении, что у Медведева впереди тяжелый путь, несмотря на то, что ему заблаговременно дан шанс на успех. Потанин сказал послу, что считает, что Медведев, вероятно, станет премьером, возможно, даже в этом году, но при этом вовсе не обязательно, что за этим последует президентство. Венедиктов считает, что Медведев остается наиболее вероятным кандидатом, и что если он будет делать успехи, Путин может устроить внеочередные думские выборы, чтобы протестировать политические навыки Медведева.
9. (C) Несмотря на то, что, по мнению многих, Сергей Иванов был перемещен на «запасную» позицию, он также выиграл от ноябрьских перестановок, благодаря которым стал вице-премьером и сохранил пост министра обороны. С тех пор он уже столкнулся с неприятностями: получил информационную взбучку из-за зверского случая дедовщины в Челябинске (ссылка B) и вел бои с Военной прокуратурой. Венедиктов сообщил нам, что подробное освещение истории с армейскими издевательствами в российских СМИ было явно срежиссировано оппонентами Иванова. Наблюдатели считают, что Иванов отбился решительно и эффективно, и что Путин недавно расширил его контроль над военно-промышленным комплексом, поставив его во главе правительственной комиссии, отвечающей за эту отрасль. Потанин сказал послу, что Иванов умен и продолжает борьбу. По нашим ощущениям, большинство других наблюдателей также не сбрасывают его со счетов.
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ
10. (C) С учетом общего мнения, что Медведев и Сергей Иванов еще могут «споткнуться», наблюдатели следят и за другими потенциальными кандидатами. В последнее время мы слышим, что вновь стали обсуждать полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака. Возможно, эта дискуссия вызвана слухами в прессе, которые вполне могли вбросить сторонники Козака, что Путин думает о том, чтобы в ближайшее время назначить его министром юстиции. Потанин сказал послу, что Путин вернет Козака в Москву до 2008 года, и что его не следует исключать из группы потенциальных преемников. Александр Мачевский, обладающий обширными связями помощник представителя президента при ЕС Сергея Ястржембского, недавно заметил в разговоре с нами, что, по мнению Кремля, Козак справился со своей работой на Северном Кавказе в чрезвычайно сложных условиях, и намекнул, что шансы Козака стать преемником в результате выросли.
11. (C) Мы также в последнее время заметили, что как о возможном кандидате стали больше говорить о Сергее Собянине – бывшем тюменском губернаторе, который во время ноябрьских перестановок был назначен главной администрации президента (АП), хотя он пока остается темной лошадкой. Несмотря на то, что в разговоре с послом в прошлом месяце (ссылка С) Венедиктов сдержанно отзывался о его способностях, другие говорили нам, что он хорошо справляется и скоро начнет заявлять о себе в АП. Некоторые из наших собеседников среди экономистов-реформаторов выражают приятное удивление желанием Собянина изучить возможность жестких структурных реформ и поддержать приоритетные национальные проекты. Потанин сообщил послу, что Собянин, несмотря на сдержанность, доказывает свою эффективность и заслуживает внимания. Андрей Рябов из Института мировой экономики и международных отношений сказал нам, что Собянин упрочил свое положение в АП и скоро, видимо, начнет расставлять чиновников из Сибири на посты средней руки в АП, которые пока занимают в основном петербуржцы.
12. (C) Влияние Собянина на интриги и баланс сил в АП и, как результат, на передачу [президентской] власти остается неясным. По словам Рябова, растущее влияние Собянина скоро начнет угрожать заместителю главы АП Владиславу Суркову. Путин выбрал Собянина, чтобы укрепить влияние региональных лидеров, продолжил Рябов, и, тем самым, противодействовать «московским» подходам Суркова. В. Слуцкер также сказал нам, что звезда Суркова движется к закату, и что Путин все больше в нем разочаровывается. По некоторым сообщениям, публикация февральской речи Суркова перед активистами партии «Единая Россия» (ссылка Е) была нацелена, по меньшей мере, отчасти на укрепление его позиции.
13. (C) Президент РЖД и близкий друг Путина Владимир Якунин ведет себя крайне сдержанно, но продолжает рассматриваться многими наблюдателями в числе группы претендентов. И. Дискин, близкий советник Якунина, сказал нам, что Якунин сейчас ведет себя сдержанно, чтобы не подвергаться атакам оппонентов. В то же время, Якунин использует свой пост в РЖД для выстраивания широкой региональной поддержки и демонстрирования своих управленческих качеств. И. Дискин предположил, что якунинский лагерь пытается втайне ослабить потенциальных соперников, в том числе способствуя разработке планов по разжиганию коррупционного скандала с нацпроектами, который бы навредил Медведеву.
14. (C) Упомянутые кандидаты не обязательно исчерпывают потенциальный набор возможностей. О. Крыштановская по-прежнему предсказывает, что по мере развития событий всплывут и другие имена, например, имя главы аппарата правительства Сергея Нарышкина.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ОППОЗИЦИИ
15. (SBU) По мере того, как маневрирование среди членов ближнего круга набирает обороты, Кремль добился существенных успехов в нейтрализации сторонних фигур, воспринимаемых, по меньшей мере, в качестве потенциальной угрозы для контроля Кремля над процессом передачи власти. Так, недавно на съезде партии «Родина» 25 марта Дмитрий Рогозин сложил с себя полномочия лидера партии. Его сменил Александр Бабаков. Рогозин объяснил свой шаг кремлевскими интригами, и практически никто из наблюдателей в этом не сомневается. Большинство сходится во мнении, что Рогозин, хотя и был «кремлевским проектом» в 2003 году, направленным на оттягивание голосов у Коммунистической партии на думских выборах, стал теперь слишком популярен и попытался освободиться от своих первоначальных кремлевских спонсоров. Это привело к снятию партии «Родина» с выборов в Москве и с семи из восьми выборов в региональные законодательные собрания 12 марта. Так был послан четкий сигнал, что Кремль парализует «Родину», если Рогозин не уйдет. По данным ЦПТ, Кремль считает Бабакова более управляемой фигурой, и даст партии и дальше функционировать, поскольку теперь она не представляет серьезной политической угрозы.
16. (C) В то же время, Кремль работает на разных фронтах, чтобы противодействовать попыткам бывшего премьера Михаила Касьянова заявить о своих президентских притязаниях. Так, недавно, именно Кремль, судя по большинству сообщений, подстроил провал Касьянова при попытке возглавить Демократическую партию России (ДПР), тем самым, заранее уничтожив и без того слабые шансы объединения демократического лагеря под знаменами бывшего премьера (ссылка D). Действительно, перспективы объединения демократов под знаменами кого бы то ни было по-прежнему остаются слабыми. Причины, как представляется, в них самих. Например, «Яблоку» и Союзу правых сил (СПС) далеко даже до признаков объединения, несмотря на сотрудничество на недавних региональных выборах. Кремль, или, по меньшей мере, отдельные кремлевские элементы, возможно, также способствуют разобщению [демократов]. А. Рябов в разговоре с нами предположил, например, что новому лидеру ДПР Андрею Богданову Кремль поручил продвигать идею объединения демократического лагеря, но без каких-либо значимых имен.
КОММЕНТАРИЙ
17. (C) Процесс передачи власти уже идет полным ходом, хотя и находится на раннем этапе. В настоящий момент основное внимание приковано к двум фигурам, которые выиграли от ноябрьских перестановок, но перспективы обоих остаются весьма туманными. По этой причине обсуждаются и другие политические фигуры, и список кандидатов, воспринимаемых таковыми, вероятно, будет меняться с определенной периодичностью. Хотя реформы и политические инициативы, рассматриваемые или предлагаемые в предстоящий период, могут сами по себе иметь смысл, все они будут рассматриваться сквозь призму передачи власти, и множество решений будут приниматься в основном с оглядкой на их возможное влияние (положительное или отрицательное) на кандидатов в преемники. Глава Совета безопасности Игорь Иванов, возможно, лучше всех оценил ситуацию во время побочного разговора с послом, сказав, что озабоченность Кремля 2007-08 годами отвлекает его от реализации политики самой по себе. Уделяя основное внимание тому, как их действия повлияют на потенциальных кандидатов в преемники, многие игроки будут также стремиться набить себе карманы, пока знают, что в состоянии это сделать. Иванов подчеркнул, что процесс только начался, и что лучше в ближайшее время не будет.
БЁРНС

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ: наше мнение не совпадет с Вашим на 100%